alt

Переписка с Агентством по туризму Сахалинской области

30.08.2017

«Обращает на себя внимание, что многие природные объекты, которые можно назвать «живыми легендами островов» очень слабо раскручиваются с целью привлечения  туристов, а также в природоохранных целях. Это, например, сахалинский осетр, рыбный филин, зеленый голубь, многие другие уникальные виды животного и растительного мира.

Но особенно достоин почета и уважения сахалинский таймень - флаговый вид, царь-рыба, речной тигр, предводитель всего лососевого семейства, символ сохранения всех водных экосистем. Это непререкаемый бренд Сахалинской области, и мы, находясь  в центре ареала этого уникального вида, несем глобальную ответственность за его сохранение. Сейчас мы с группой специалистов заняты составлением Региональной программы по сохранению сахалинского тайменя, и важнейшим элементом ее будет работа с целевыми группами, от которых зависит его судьба. В том числе с турфирмами и туроператорами, для которых будут разработаны специальные туры и программы. Если вам это интересно, мы готовы представить более подробное видение этих проектов».

Получен ответ: «Конечно, нам это интересно. В настоящий момент мы с агентством по рыболовству приступили к программе по организации и продвижению рыболовного туризма. Будем рады, если вы сможете разработать профессиональные программы, которые будут интересны туристам».

Сергей Макеев:

«С Вашего позволения, я немного представлюсь. Я – полевой ихтиолог с большим стажем, одновременно работающий по разным общественным  проектам. Некоторое время назад мы с женой проводили полевые экскурсии «Наблюдай лосося» (более 80) и Лососевые Фестивали (9). Видели, что это можно сделать интересным турпродуктом, но ждали, когда будет запущен Сахалинский Лососевый Парк. К сожалению, визит-центр Парка стоит недостроенным (у «Сахалинского Артека»), экотропу по берегу реки так и не сделали, финансирование проекта Сахалинская Лососевая Инициатива закончено.

 Конечно, я бывал в нескольких, как мы их называли, рыболовно-экологических экспедициях. Хорошо знаю, что при правильном соблюдении принципа «поймал-отпусти» и организации охраны ресурса это может стать устойчивым бизнесом. Но в наших условиях соблюдение всех норм и правил выглядит лукавством, так как рядом сейчас на любой речке масса сетей и браконьеров. Бороться с этим, особенно в отношении непромысловых ценных видов (таймень, сима, кижуч, на севере – хариус, ленок) никто не может и не хочет, и в первую очередь Агентство по рыболовству со своей «доступной рыбой» и «6-мильной зоной». Если вам нужен реальный опыт, могу предложить консультации Михаила Скопеца, Мариуша Вроблевского, Питера Рэнда, Дмитрия Назарова и других экспертов, которые хорошо знают ситуацию с рыболовным туризмом в стране и мире.

 Питер Рэнд, руководитель группы по лососевым рыбам IUCN, весной 2018 г. собирается посетить Сахалин для поиска нерестилищ сахалинского тайменя, этим же будет заниматься группа ихтиологов СахГУ и СахНИРО. В эти и другие научные экспедиции, как мне представляется, можно приглашать любителей туризма с особыми интересами. Также может оказаться востребованным выпуск мальков СТ с Охотского ЛРЗ, обычно в июле в реки бассейна оз. Тунайча.

 Другое направление экотуризма – Fishwatching – совершенно не раскручено и даже технически пока не проработано. Мне этим было бы интересно заниматься, если это кому-то действительно нужно. Но иностранцев у нас не так много, а отечественного туриста проще завлечь рыбными деликатесами, выпивкой и караоке, чем наблюдениями живой природы с природоохранным уклоном.

 Вернувшись к рыболовному туризму, мы обнаруживаем, что самый интересный вид – сахалинский таймень – невозможно раскручивать в качестве объекта этого бизнеса, так как формально он защищен Красной книгой РФ, а принцип «поймал-отпусти» у нас законодательно не прописан. На Кольском полуострове устойчивое использование популяций сёмги с 1990-х помогают поддерживать, как ни странно, криминальные структуры. На Камчатке рыболовный туризм развит лучше, но в целом ситуация примерно как у нас – он переплетен с браконьерством. Навести порядок в этой сфере пока не удается никому. Например, Стратегия сохранения камчатской микижи, тщательно разработанная под руководством академика Д. С. Павлова, не принята именно по причине противоречий статуса Красной книги и рыболовства, пусть даже без изъятия.

 Мы убеждены, что первое, что нужно делать – бороться с браконьерством. А уже после этого заниматься с другими целевыми группами, от которых зависит выживание вида  – рыболовами-любителями, рыбаками промысла, рыболовными туристами. Стратегия имеет два уровня – для всего населения, и для конкретной популяции, например, Набиля. Чтобы эффективней работать на первом уровне, будем стараться внедрить в  сознание людей понимание ценности вида, для этого есть специальные технологии.

 Сахалинский таймень является «флаговым» видом, представители которого с человеческой точки зрения обладают духовной, эстетической и рекреационной ценностью.  Таймень предлагается живым символом сохранения лососевых юга Дальнего Востока и среды их обитания, а также неповторимым брендом Сахалинской области, ценным компонентом ее устойчивого развития, повышающим ее туристическую привлекательность.

 Итак, резюмирую:

  1. При наличии интереса мы готовы реанимировать наши старые лососевые программы «Наблюдай лосося», «Лососевый Фестиваль», «Живое серебро» и другие.
  2. Пригласить экспертов для развития принципа «поймал-отпусти».
  3. Участие туристов в научных и экологических мероприятиях.
  4. Разработка программы подводных наблюдений рыб Fishwatching.
  5. Проведение общественных кампаний по брендированию СТ как живого символа Сахалина.
  6. Ведение рубрики «Живая гордость Сахалина» о харизматических представителях биоразнообразия островов».

Заголовок

Меню